Методическая работа в УДО - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических работников по повышению своей научно-теоретической, методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. В ее основе лежит несколько аспектов:
• компоненты деятельностного аспекта:мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты;
• направления содержательного аспекта: методическая, научно-теоретическая и психолого-педагогическая подготовка;
• компоненты управленческого аспекта: педагогический анализ, планирование, организация, контроль и регулирование.
Цель методической работы в УДОД: создание условий для роста и совершенствования профессионального мастерства педагогических работников. Задачи методической работы:
1. Аналитическая (анализ состояния воспитательной работы, анализ программ воспитания, анализ программ по дополнительному образованию, анализ методической работы, анализ после курсовой подготовки).
2. Информативная (обзор методической литературы, современных документов, изучение методических рекомендаций).
3. Диагностическая (диагностика проблем, потребностей, профессиональной компетентности, диагностика эффективности работы педагога, диагностика эффективности воспитательной работы).
4. Прогностическая (планирование воспитательной работы, планирование методической работы, планирование курсовой подготовки).
5. Обучающая (обучение современным педтехнологиям, новым УМК и программам, новым формам и методам работы).
6. Адаптивная (помочь адаптироваться к постоянно изменяющимся требованиям в образовании, новым методикам, новому содержанию).
7. Компенсаторная (преодоление пробелов в воспитательной деятельности, восполнение пробелов в знаниях педагогов).
8. Обобщающая (изучение, обобщение и распространение педагогического опыта, пополнение банка педагогической информации).
9. Инновационная (внедрение экспериментальной, научно-исследовательской деятельности в воспитательный процесс, внедрение инновационных технологий).
Задачи методической работы по отношению к конкретному учителю:
- развитие профессиональных компетентностей,
- помощь в освоении нового содержании и технологий,
- привитие интереса и умения заниматься творческой деятельностью,
- создание условий и привитие интересов к самообразованию.
Задачи, адаптированные к современным условиям:
• Обеспечение информационного сопровождения педагогов для успешного вхождения в компетентностное образование.
• Развитие механизма включения педагогов в деятельность инновационного уровня
• Создание информационно-аналитический системы диагностики и прогнозирования развития учителей и учащихся:
• Разработка программы повышения квалификации и создание условий для овладения личностно-деятельностным и компетентностным подходом в образовании.
Основные направления методической работы
• Работа над методической темой (организация работы профессиональных объединений, разработка программно-дидактических средств и методического инструментария, теоретическое и практическое освоение нового содержания и технологий, разработка методических рекомендаций, курсовая подготовка по теме)
• Изучение и формирование нормативно-правовой базы (изучение нормативных документов, разработка и утверждение локальных документов).
• Диагностическая деятельность (анкетирование педагогов, проведение собеседования).
• Обобщение педагогического опыта (творческие отчеты аттестующихся педагогов, открытые уроки, мастер- классы, выпуск сборника).
• Индивидуальная работа(консультации, анализ занятий).
• Информационно-методическая деятельность (издательская деятельность, обеспечение электронными образовательными ресурсами, организация выставки, оформление фотоотчета).
• Методическое сопровождение инновационной деятельности (внедрение инновационных педагогических технологий и систем, апробация программ курсов и УМК, внедрение программ экспериментальной деятельности).
• Организация массовых методических мероприятий (конкурсы дидактических и методических материалов.
• Работа с начинающими педагогами (консультации по оформлению плана ВР, консультации по педагогическим проблемам, прохождение курсов).
Формы методической работы: Индивидуальная:
• собеседования;
• посещение и анализ внеклассных мероприятий;
• консультации;
• организация педагогической мастерской, мастер-класса при одном педагоге;
• выставка достижений.
Конечный результат всей методической работы педагогического коллектива определяется в соответствии с критериями: результативности, рационального использования времени, удовлетворенности педагогов своим трудом, взаимосвязи методической работы внутри учреждения с государственной системой повышения квалификации педагогических кадров.